Версальский дворец

История возведения Версальского дворца. Предназначение строения, внешняя характеристика, особенности парка и сада. Как добраться к дивному замку.

Архитектура[править | править код]

Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному неоклассицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Это компактный симметричный объём с ясными членениями фасадов. В основу пропорционирования положены простые кратные отношения: 1:2. Здание представляет собой яркий пример рационализма в архитектуре. Длина постройки вдвое больше высоты, высота дверных и оконных проёмов вдвое больше их ширины, высота второго этажа вдвое меньше высоты первого.

Внутреннее устройство[править | править код]

Здание спроектировано так, чтобы по мере возможности минимизировать контакт гостей и прислуги. Предполагалось устроить передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях, а затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Но эти столы так и не были изготовлены.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (фр. Georges Jacob) и Жан-Анри Ризенера.

Строительство Версальского дворца обошлось в сотни миллиардов долларов

5 необычных фактов о Версальском дворце

Ученые подсчитали, что на современные деньги возведение Версальского дворца обошлось бы от 200 до 300 миллиардов долларов. Это немыслимая сумма для любой резиденции. Треть всего бюджета Людовик потратил только на фонтаны. При возведении шедевра работали 35 000 трудящихся. Дворец имеет 700 комнат, 67 лестниц и 1200 каминов.

1. Король изначально жил в Лувре

Лувр.

Лувр.

Людовик XIV изначально проживал в Лувре, однако его расположение в самом центре города, ещё и вблизи к остальным зданиям, не позволяло ему развернуться и спроектировать дворец таким, как он хотел бы. Поэтому король, который хотел показать своё величие, хороший вкус и элегантность, решил, что ему нужно новое место для жительства. Вскоре, в 1678 году, Людовик покидает Лувр и перемещается в Версаль, который в последствии стал известен как один из величайших шедевров мировой архитектуры.

История[править | править код]

Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.

Парк на плане конца XVIII века

Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.

Во второй половине 1770-х годов на месте «образцовой фермы» и ботанического сада Малого Трианона по указанию Марии-Антуанетты архитектором Ришаром Миком при помощи садовника Антуана Ришара и художника-пейзажиста Юбера Робера был разбит новомодный пейзажный парк в англо-китайском стиле. Затраты на разбивку парка и возведение парковых построек сильно превосходили финансовые возможности королевы. Когда Мария-Антуанетта обратилась за помощью к королю, Людовик XVI приказал выделить супруге необходимую сумму из государственного бюджета. Таким образом, 22 августа 1775 года «на сады королевы» в королевской сокровищнице было зарезервировано 100 тысяч ливров. Сам поступок, как и сумма, в которую обошлись бюджету развлечения для избранного круга лиц, вызвали пересуды среди придворных и слухи среди простых обывателей. Впоследствии, во время судебного процесса над Марией-Антуанеттой в 1793 году, эти непомерные траты были, среди прочего, вменены ей в вину.

В 1777 году начались работы по возведению в парке Храма Любви, а вслед за ним — Бельведера.

В 1780-м году Ришар Мик возвёл Театр королевы, воспроизводивший в миниатюре версальскую Оперу, где Мария-Антуанетта с удовольствием играла на сцене беспечных и наивных пастушек, и для которой сама писала пьесы.

В 1783—1785-х годах на гребне модного в то время сентиментализма рядом с «образцовой фермой» Людовика XV Ришаром Миком была построена «Деревушка королевы[fr]», архитектура которой питалась народными мотивами Австрии, Нормандии и Фландрии[1]. «Деревушка» состоит из молочной фермы, мельницы и 12-ти крытых соломой домишек, подле которых разбиты грядки.

«Король-солнце» плавал на гондолах по каналу

5 необычных фактов о Версальском дворце

В западной части версальского сада расположился большой канал. Его размеры: одна миля в длину и 203 фута в ширину. Такие большие объемы позволяли его использовать для морских прогулок. Людовик XIV любил поплавать на гондолах.

4. С водоснабжением были большие проблемы

Знаменитые фонтаны Версаля.

Знаменитые фонтаны Версаля.

Версаль стал одним из немногих дворцов во всей Франции, который располагался на внушительном расстоянии от любой реки. Для Людовика, который мечтал о том, чтобы дворец был окружен огромным количеством фонтанов, это стало большой проблемой. Чтобы осуществить его мечту, были созданы специальные искусственные водоёмы с водой. Были построены подземные акведуки, которые подавали воду непосредственно в сам дворец, перенаправляя все необходимые водные ресурсы прямо на него. Однако и этого не было достаточно. Благодаря этому получалось заполнять водой только те фонтаны, у которых непосредственно прогуливался сам король. Другие в этот момент для экономии воды осушались, давая возможность наполниться остальным. Таким образом создавалась некоторая иллюзия того, что во дворце в действительности работали все фонтаны, установленные там.

Фонтаны на территории Версаля.

Фонтаны на территории Версаля.

Для того, чтобы они работали одновременно, требовалось намного больше воды. Для этого рабочим пришлось выкачивать воду непосредственно из реки Сены, изобретая при этом новые для того времени методы. Для подачи воды в фонтаны Версаля была разработана инновационная машина, которая с помощью насосов выкачивала воду из реки, подавала её по трубам, что располагались на уровне ста метров над рекой, и закачивала её запасы в акведуки, которые уже и питали все нужды Версаля.

Интерьеры

Что касается дворца Малый Трианон, то его полностью перестроили внутри в едином стиле. Изящном и хрупком, оказавшимся крайне недолговечным, – сегодня он известен как рококо.

Каждая деталь интерьера, начиная от дверных ручек и кончая изящной мебелью и портьерами была тщательно продумана. Поговаривают, что значительную часть внутреннего убранства создавали по эскизам самой королевы.

Малый Трианон внутри

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт
  • Панорамный вид с крыши замка в Quicktime VR
  • Малый Трианон в дворцово-парковом ансамбле Версаля

6. Король всё делал напоказ

Король любил внимание и всё делал напоказ.

Король любил внимание и всё делал напоказ.

Людовик XIV никогда не скрывал свою жизнь и охотно выставлял её на всеобщее обозрение. В десять вечера он трапезничал в присутствии придворных и своих камердинеров в Grand Couvert. Все присутствующие размещались там в соответствии с занимаемым классом в обществе. По утрам придворные ожидали короля в прихожей, а после того, как он просыпался, приходили к нему. Считалось, что очень важно было присутствовать во время пробуждения короля и быть увиденным им. Так же, как и наблюдать за мельчайшими его делами, которые для многих были достойны восхищения.

Время работы и цены на билеты

Время работы: 12-17.30 зимой и 12-18.30- в летний сезон. Понедельник  – выходной день в Версале.

Цены на билеты: € 12 стоит посещения Большого и Малого Трианона, и всех владений Марии-Антуанетты, включая сады.

В € 20 обойдется единый “паспорт” на посещение вообще всего Версальского комплекса на день и в 25 € – на 2 дня: en.chateauversailles.fr/plan-your-visit/tickets-and-prices.

Лица до 18 лет впускаются бесплатно вне зависимости от гражданства. Ничего не платят и обладатели карты Paris-Pass. Бесплатный доступ в Версальскую резиденцию открывают каждое первое воскресенье месяца в низкий сезон: с ноября по март.

Деревня Марии-Антуанетты

Фото BECARD, Samuelcrcv / Wikimedia Commons

© Eurotraveler.ru

6. Дворец был открыт для публики, как музей в 1833 году

6. Дворец был открыт для публики, как музей в 1833 году

В 1799 году Французская революция закончилась, и Наполеон Бонапарт пришел к власти во Франции. Чудом, дворец прошел через период потрясений относительно невредимым — хотя большая часть искусства и мебели дворца была либо продана на «распродаже», либо отправлена в парижские музеи.
Тем не менее, в 1837 году дворец был превращен в музей, который «праздновал славные события в истории Франции от средневековья до начала июльской монархии». Однако в конце 19-го века было решено восстановить Версаль в прежнем виде, что и продолжается по сей день.

Мастерам, которые создали зеркала для Зеркальной галереи, грозила смертная казнь

5 необычных фактов о Версальском дворце

Мастера создали 357 зеркал. Французы знали, что монополия на изготовление зеркал принадлежит Венеции. Но желание иметь великолепные зеркала не остановило короля. Он уговорил венецианских производителей создать зеркала специально для Версаля. Легенда утверждает, что за разглашение тайны производства итальянцы приговорили ремесленников к смертной казни. Помещение было настолько великолепно благодаря освещению более 20 000 свечей, которые благодаря отражению создавали коридор света. В этой галерее по окончании Первой мировой войны в 1919 году был подписан Версальский договор.

8. Дворец оформляли самые талантливые люди

Слева направо: Шарль Лебрен, Луи Лево, Андре Ленотр.

Слева направо: Шарль Лебрен, Луи Лево, Андре Ленотр.

Как уже можно было понять, в Версале всё было предельно элегантным и экстравагантным. Дизайном самого дворца занимались лучшие творцы и архитекторы того времени. Андре Ленотр проектировал сад, Луи Лево занимался общей архитектурой, а на плечах Шарля Лебрена лежала ответственность за украшение дворца. Именно эти люди сделали Версаль таким, каким он позже предстал перед глазами гостей – величественным и великолепным. Считается, что они полностью удовлетворили все пожелания и мечты короля и он остался ими доволен.

9. Материалы для дворца поступали со всей Франции

Роскошный и величественный Версаль.

Роскошный и величественный Версаль.

Для постройки великолепного Версаля необходимы были материалы, которые привозили с разных уголков Франции. Для того, чтобы построить его в срок и сделать таким, как хотелось королю, рабочим приходилось трудиться и днём, и ночью. Около пятидесяти видов мрамора было направлено в Версаль, и его транспортировка была настоящим приключением. Для крыши был использован сланец из Анже, белый камень транспортировали из Луизы, а сам же мрамор прибыл в Версаль из Пиренеев. Все эти материалы должны были пересечь море и пройти по реке Сене, поскольку наземные маршруты того времени оставляли желать лучшего. Всем этим материалам понадобилось целых шесть месяцев, чтобы добраться до Версаля. Но для короля это не имело значения, ведь у него в приоритете была постройка настоящей жемчужины Франции.

Залы Версаля.

Залы Версаля.

Французские Граждане Разрушили Роскошные Золотые Ворота

Народ Франции ненавидел Версаль и считал его и образ жизни Марии-Антуанетты экстравагантными и непомерными. В то время простолюдины были бедны и часто голодали, в то время как королевская семья жила в роскоши. Во время

Французской революции

народ Франции разрушил ворота дворца, которые были полностью сделаны из золота. В 2008 году ворота были отреставрированы и украшены 100 000 золотыми листьями. Его восстановление обошлось в 8 миллионов долларов.

Большие апартаменты короля в Версале

Апартаменты короля и королевы были просто божественны

«Большие апартаменты короля» и «большие апартаменты королевы» назывались» государственными апартаментами». Апартаменты короля Людовика XIV первоначально были известны как «апартаменты планет». Каждая комната была посвящена одной из известных тогда семи планет и связанному с ней Римскому божеству. В покоях королевы Марии-Антуанетты имелась потайная дверь в спальню, которую она использовала, чтобы спастись от толпы во время Революции.

Версаль

Дворец не для всех

Все, что касается Версаля, находится в масштабе крайности-даже плохие условия жизни. По мнению ученых, условия жизни в Версале красноречиво говорили о том, где человек находится в социальном положении, что, естественно, означало, что у короля было больше всего места в качестве его покоев. Однако для некоторых дворян с более низким статусом (и, естественно, обслуживающего персонала) проживание в Версале было сродни городскому жилью в многоквартирных домах.В Версале было два крыла квартир, которые тянулись на север и юг от центрального блока зданий. Каждое из этих крыльев было высотой в три этажа и заполнено квартирами. В то время как квартиры на первом этаже были просторными, другие были крошечными и быстро становились душными, переполненными и грязными. Именно в этих клаустрофобных монастырях размещались многие «мелкие» обитатели Версаля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...