Успенский собор на Городке — Википедия

Успенский собор на Городке – это знаменитый четырехстолпный белокаменный одноглавый храм, который находится в Подмосковье, в городе Звенигород. Он считается классическим памятником раннемосковского…

Адрес Успенского собора на Городке в Звенигороде

Успенский собор Пресвятой Богородицы расположен в г. Звенигороде в 65 км от Москвы. Данная святыня имеет отдельный адрес: ул. Городок, 1. Святыня находится на высоком холме вдали от других религиозных построек, но при этом окружена жилыми домами частного сектора.

Успенский собор на Городке, Звенигород. Расписание богослуженийУспенский собор в Звенигороде

Местность, на которой построен собор, ранее имела важное военно-тактическое значение. Храм Успения Богородицы фактически вынесен за черту города. Главным ориентиром в поиске святыни является церковь Александра Невского, расположенная левее от Успенского собора.

История храма[править | править код]

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I[1]. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях[2].

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря[3].

Архитектура[править | править код]

Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Орнаментальный пояс на фасаде

Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[4].

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год

Фрески и иконы[править | править код]

Сразу же после постройки Успенский собор был расписан фресками, создатели которых, по-видимому, происходили из московской придворной среды. Росписи сохранились лишь отдельными фрагментами, раскрытыми в 1918 году экспедицией Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Николая Протасова в составе художника-реставратора Григория Чирикова, столяра П. П. Кодичева и фотографа О. Н. Крашенинникова. В том же году в отчёте, составленном Игорем Грабарем, было высказано и первое предположение об авторстве фресок: «…краски дают богатую гамму тонов, которая, в связи с общим характером рисунка и типов ликов, заставляет говорить о руке мастера рублёвской школы»[5].

Раскрытые фрагменты первоначальной живописи располагаются в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и северной стене храма, в северо-западном углу хор. Остальные сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-х годах XIX века[5].

В барабане купола были представлены в два яруса праотцы, а ниже поясные фигуры пророков, из которых сохранилось изображение пророка Даниила. Уже эти фрагменты росписи дают представление об особом стиле раннего XV века, сочетающего в себе мощь крупных, представленных в движении фигур и нежные, прозрачные краски, лёгкость драпировок и изящество тонких кистей рук и ступней ног.

Небольшой фрагмент фрески на северной стене храма, закрытый после реставрации боковым крылом иконостаса, был определён Виктором Филатовым как часть большой сцены Успения Богоматери[5].

Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав

Преподобный Варлаам и царевич Иоасаф

Полнее всего сохранились росписи восточных столбов-пилонов, закрытые ранее высоким иконостасом и поэтому не тронутые при позднейших ремонтах храма. На их широких плоскостях, обращённых на запад к молящимся в храме, представлены три регистра изображений. В верхнем регистре изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей Флора и Лавра. Их изображения на предалтарных столпах встречаются ещё в домонгольских древнерусских храмах, к примеру, в соборе Антониева монастыря в Новгороде. Святые Флор и Лавр показаны здесь не только как целители тела, но и как исцелители человеческих душ. Ниже расположены высокие Голгофские кресты. Возможно, что эти композиции были закрыты иконами праздничного и деисусного чинов иконостаса.

В нижнем ярусе представлены две сцены. Слева, на северном столпе изображено дарование ангелом монашеского устава преподобному Пахомию, а справа на южном столпе — беседа преподобного Варлаама с его учеником индийским царевичем Иоасафом. Оба этих сюжета представляют собой исключительное явление. Они показывают, с каким вниманием строители храма и их современники относились к теме монашеского подвига. Если повышенный интерес к проповеди идеалов монашества был характерен для древнерусской культуры и раньше, то расположение подобных сюжетов вблизи алтаря на самом видном месте в храме было чем-то особенным. Это тем более необычно, что Успенский собор был построен как городской княжеский, а не монастырский храм. Сцена с преподобным Пахомием передаёт предание о божественном происхождении общежительного монашеского устава, дарованного Пахомию ангелом, который изображён здесь в монашеских одеждах, поучающим преподобного. В сцене беседы преподобного Варлаама с царевичем Иоасафом, обращённым им в христианство, также звучит мотив духовного наставничества. На развёрнутом свитке в руке Варлаама написан текст его поучения: «Поведаю тебе, чадо, о бисере бесценном, которым является Христос…» Этот сюжет напоминает взаимоотношения самого Юрия Звенигородского и его духовного отца преподобного Саввы Сторожевского.

Обе сцены фактически представляют собой фресковые иконы, входившие в местный ряд иконостаса вместе с другими образами, написанными на досках. Они были исполнены, по-видимому, двумя разными мастерами. Во фресках пилонов ярко проявляются характерные черты московской живописи XV века: узкие фигуры с небольшими головами и маленькими конечностями, изящные, струящиеся линии, в особенности красивые силуэты полуфигур мучеников, похожие на перевёрнутые чаши. Драпировки кажутся наполненными воздухом и не прилегающими плотно к телам. Рельеф кажется округлым, словно выточенным. Особый тип ликов с как бы припухшими бровями и готовыми закрыться глазами создаёт особое состояние сосредоточенности и тишины. То же состояние отражено и в композиции нижних сцен, передающих тихую, мирную беседу наставников и учеников. Спокойные, неспешные жесты показывают согласие и принятие учения, на божественность которого указывает поднятая вверх рука ангела[6].

Звенигородский чин[править | править код]

С Успенским собором связаны одни из самых знаменитых древнерусских икон, приписываемых кисти Андрея Рублёва. В 1918 году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Обстоятельства, при которых иконы были найдены, остаются до конца неизвестными[5]. Существуют серьёзные сомнения в том, что первоначально иконы были созданы именно для этого храма, при котором были найдены[7]. В настоящее время в соборе хранится ещё одна икона с поздним изображением Иоанна Предтечи, когда-то также относившаяся к Звенигородскому чину[8].

Живопись икон Звенигородского чина принадлежит к высочайшим шедеврам не только русской, но и мировой иконописи. Из всех русских произведений раннего XV века именно эти иконы наиболее близки лучшим византийским образцам, обладая так же и некоторыми специфически русскими чертами. К византийским чертам икон можно отнести их особую идеальность, эллинистическую гармонию, а также пластичность форм, не лишённых при этом лёгкости, пространственные развороты фигур. Особенности, указывающие на их русское происхождение, заключаются в повышенной роли выразительного силуэта, чистоте и звучности цвета и особой эмоциональной открытости и сердечности образов.

Стиль икон перекликается с другими произведениями круга Андрея Рублёва, а необыкновенное качество центральной иконы чина позволяет приписать её работе самого́ прославленного мастера[9].

Примечания[править | править код]

  1. Ильин, Моисеева, 1979, с. 557.
  2. Сарабьянов, Смирнова, 2007, с. 405.
  3. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде.
  4. Ильин, Моисеева, 1979, с. 557—558.
  5. 1 2 3 4 Седов Д. А. Открытие памятников древнерусской живописи эпохи Андрея Рублёва в Звенигородском Успенском соборе в 1918 году.
  6. Сарабьянов, Смирнова, 2007, с. 405—409.
  7. Кавельмахер В. В. Заметки о происхождении «Звенигородского чина» // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV—XV вв. — М., 1998.
  8. Сарабьянов, Смирнова, 2007, с. 416—417.
  9. Сарабьянов, Смирнова, 2007, с. 416—420.

Внутреннее убранство

Сразу же после завершения строительства Успенский собор изнутри расписали фресками с изображением ликов святых и православных мучеников. Создатели внутреннего убранства храма имели аристократическое и придворное происхождение. Росписи стен святыни сохранились лишь фрагментарно.

Впервые внутреннее убранство храма было исследовано в 1918 году Комиссией, которая занималась изучением древнерусской живописи. Руководителем научной экспедиции выступал Николай Протасов. Вскрытые стены с образами христианских святых сосредоточены в барабанной части купола, а также возле алтаря.

На пилонах в восточной части строения, на поверхности северной стены возле хор также нанесена роспись, датируемая ХV в. Остальная живопись храма, которая хорошо сохранилась до сегодняшних дней, нанесена в первой половине ХIХ в., когда выполнялась реставрация и частичная перестройка храма.

Изначально на внутреннюю поверхность барабанной части купола были нанесены образа праотцов, которые выполнены в 2 яруса. Немного ниже мастера живописи изобразили христианских пророков, из общего числа которых сохранилась лишь фигура Святого Даниила.

Внутреннее убранство Успенского собора сочетает в себе легкость драпировок, светлые оттенки красок и утонченные очертания ступней, волос, кистей рук христианских святых.

На поверхности северной стены церкви находится фреска, открытая ученым В. Филатовым, которая является частью большого иконостаса с сюжетом «Успения Богоматери». На восточных пилонах храма нанесено 3 рисунка. В верхней части столбов изображены фигуры подвижников и мучеников, которые обладали способностями исцелять людей, Святого Лавра и преподобного Флора.

Успенский собор на Городке, Звенигород. Расписание богослужений

Данные изображения, находящиеся рядом с предалтарной частью собора, указывают прихожанам на то, что человек нуждается не только в лечении своего тела, но и в исцелении духовном. Ниже образов Святого Лавра и Флора находятся Голгофские кресты.

На поверхность северного пилона Успенского собора нанесена сцена передачи монашеского устава от парящего ангела к преподобному настоятелю Пахомию. На покрытии южного столба выполнена роспись, на которой художник рассказывает о разговоре Варлаама с царем Индии Иоасафом.

Внутреннее убранство Успенского собора отображает важную роль праотцов и христианских пророков, а также передает величие духовного подвига монахов, которые добровольно лишаются земных благ, посвящают свою жизнь службе Господу.

Успенский собор на Городке, Звенигород. Расписание богослужений

На южном пилоне нанесено изображение, где в руке Варлаама находится сверток с посланием следующего содержания: «Расскажу тебе о бесценном бисере, которым есть Христос».

Черты московской школы иконописи

На фресках пилонов можно узнать традиционные черты столичной иконописи XV века, например, узкие фигуры с непропорционально большими головами и миниатюрными конечностями, изящные линии, за счет которых фигуры мучеников становятся похожи на перевернутые чаши. Возникает ощущение, что драпировки наполнены воздухом и неплотно прилегают к телам. Сам рельеф кажется округлым, будто выточенным.

Также выделяется особый тип лаков с припухшими бровями и будто готовыми закрыться глазами. Все это создает ощущение тишины и сосредоточенности. Такое же состояние ощущается и в композициях нижних стен, которые передают мирную беседу наставника с учеником. Неспешные жесты демонстрируют полное согласие и принятие учения. На божественность проповеди указывает поднятая вверх рука ангела.

Расписание богослужений, режим работы

Успенский собор открыт для посетителей ежедневно. При этом каждый желающий попасть внутрь храма, должен пройти предварительную запись. Введение данного правила объясняется карантинными ограничениями.

В таблице указан график богослужений, которые проводятся священниками Успенского собора:

Дни богослужений Расписание церковных литургий
Суббота за неделю до праздника Рождества Христова. В 08-30 ч утра проходит торжественная служба, которую ведет протоиерей Олег. В 18-00 ч проводится вечерняя Литургия «Всенощное бдение».
Воскресная служба В 08-30 ч начинается исповедь, когда все желающие могут покаяться, рассказать святому отцу о своих грехах, душевных волнениях и тяготах. В 09-00 священник Владимир проводит воскресную службу.
Сочельник или Навечерие от Рождества Христова В 08-30 ч проходит литургия с чтением молитв Святому Василию Великому. Церковную службу проводит священник Владимир. В 22-00 ч начинается всенощное бдение.
Рождество Иисуса Христа В 00-00 ч священник Владимир начинает торжественную Литургию, которая продолжается всю ночь. В 09-00 ч протоиерей Олег проводит утреннюю службу.
Собор Пресвятой Богородицы На 08-30 ч назначена Литургия, которую проводит протоиерей Олег.
Неделя после Рождества Христова В 08-30 ч проходит исповедь для всех посетителей, желающих покаяться в совершенных грехах. В 09-00 ч священник Владимир проводит церковную службу.
Отдание Рождества Христова В этот день богослужения ограничиваются всенощным бдением, которое начинается в 18-00 ч.
Обрезание Господне В 08-30 ч проходит исповедь. В 09-00 протоиерей Олег начинает Литургию с чтением молитв, обращенных к святому Василию Великому.
Крещение Господа Иисуса Христа В 08-30 начинается исповедь прихожан. В 09-00 ч священник Владимир, а также протоиерей Олег проводят совместную Литургию.

Более подробную информацию о режиме работы и графике богослужений можно узнать непосредственно у священнослужителей церкви. Перед большими годовыми праздниками проходит обновление расписаний по Литургиям.

Звенигородский чин

Именно с этим собором связывают одни из самых популярных древнерусских икон, которые, как считается, написал Андрей Рублев. Во время экспедиции 1918 году здесь были обнаружены три иконы, когда-то входившие в состав так называемого поясного деисусного чина. Это Спас Вседержитель, Апостол Павел и Архангел Михаил. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее. Стоит отметить, что изначально деисусный чин состоял из семи или девяти икон, но обстоятельства, при которых удалось обнаружить эти произведения искусства, до конца неизвестны.

Остаются сомнения даже в том, что первоначально иконы писались именно для этого храма. К Звенигородскому чину относится еще и икона с изображением Иоанна Предтечи, которая хранится в этом же храме.

Правила посещения храма

Условия нахождения в Успенском соборе регулируются общими правилами посещения храмов.

От паломников требуется соблюдать следующие нормы:

  • Выполнять указания и требования священнослужителя.
  • Не заходить за ограждения внутри собора.
  • Не входить в храм вместе с животными.
  • Не употреблять в храме пищу и напитки. Для принятия трапезы необходимо покинуть здание.
  • Женщины, которые желают посетить собор, должны быть одеты в длинную юбку, кофту или рубашку, закрывающую плечи. На голову обязательно надевают платок.
  • Не входить в храм в дождевике или мокрой одежде.
  • Мужчинам нельзя входить в храм в шортах, с оголенным торсом или в головном уборе.
  • В соборе следует соблюдать полную тишину.
  • Дети должны находиться внутри храма только в сопровождении родителей, близких родственников или опекунов.

Успенский собор на Городке, Звенигород. Расписание богослужений

Посетители, которые не соблюдают вышеперечисленные правила, могут быть удалены из Успенского собора.

Видео о храме

Освящение и установка креста Успенского собора в Звенигороде:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...