Орнаментика средневековой Испании. Стиль мудехар

Туристический маршрут с картой: стиль мудехар в Севилье, северо-запад города, мавританская архитектура в Севилье, путеводитель по Севилье бесплатно

Описание[править | править код]

В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.[2]

В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрес, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетёнкой, глухими проёмами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся наиболее древние части Севильского алькасара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемого дворцом короля Педро (1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях придворного мудехара были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так называемый дом Пилата герцогов Мединасели (завершённый в середине XVI века дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII века).

С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрёл более целостный и органичный характер.

Родился стиль мудехар в средневековой Испании.

Часто можно услышать, что южные три средиземноморских полуострова, таких как Апеннинский, Балканский и Пиренейский, похожи по своему характеру, менталитету, образу жизни.

Но чем дальше я ухожу в историю (смотрите предыдущие статьи), тем больше мне хочется подчеркнуть уникальность и особенность всего, что есть по эту сторону Пиренеев.
Мысль не нова. Давным-давно было принято говорить: «За Пиренеями Европы нет».

См. также

  • Мудехары
  • Мудехарские восстания

Арабская архитектура в Испании — история строительства

На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.

Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар

Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар

Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.

Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.

Замок Коломарес

Замок Коломарес

В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).

Соборная мечеть Кордовского халифата.

Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы

Арабская архитектура в Испании: кто построил?

Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.

Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.

Кордовская мечеть внутри

Кордовская мечеть внутри

Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.

Альхаферия Сарагосы.

Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.

Альхаферия в Сарагосе

Альхаферия в Сарагосе

В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.

Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.

Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.

Королевский дворец Алькасар в Севильи

Королевский дворец Алькасар в Севильи

Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.

Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.

Хиральда в Севильи

Хиральда в Севильи

Альгамбра в Гранаде — архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.

Карта Испании

Галерея[править | править код]

  • Распространение архитектуры мудехар в Испании и Португалии

Теория

 Термин «мудéхар» относится к мусульманскому населению, которое живет под христианским правлением и в обмен на налог, сохраняют свою религию и правовой статус

Но термин «мудехарское искусство» не был известен до XIX-го века. В1859 году Амадор де лос Риос произнес свою вступительную речь в Академии изящных искусств Сан-Фернандо на тему «Стиль мудехар в архитектуре».

Ключевые особенности мудéхар

• Художественное искусство мудехар — продукт мирного сосуществования мусульман, евреев и христиан, которое произошло в средневековой Испании. Это своеобразное художественное творение испаноязычного искусства и одна из его самых уникальных черт.

• Успех этого художественного стиля обусловлен увлечением христиан исламским искусством, мастерством мудехарских мастеров, бюджетными, недорогими материалами при строительствея и снижением влияния французского искусства.

• Это не единый художественный стиль, он имеет свои особенности в каждом регионе, среди которых выделяются толедские, леонские, арагонские и андалузские мудехары. Такое разнообразие видов мудéхарa объясняется хронологическим фактором христианского завоевания территории Аль-Андалус.

• Адаптация старых мусульманских конструктивных форм к новым христианским постройкам, например, как это произошло с колокольнями, бывшие когда-то минаретами мечетей.

Получили начало оригинальныe здания, где сначала были романский и готический стиль , а затем ренессансный и барочный стиль , тесно переплетающийся с исламским наследием.

Кирпичные и гипсовые стены, подковообразные арки, деревянные крыши, черепичные полы и т. д.

Нео-мудехар

Искусство мудехар пережило современное возрождение, наиболее важным в Испании и Португалии является неомудехар , появившийся в конце 19-го и начале 20-го веков. Он сочетал в себе современную архитектуру и материалы, в том числе чугун и стекло, с арками в стиле мудехар, плиткой и кирпичной кладкой.

Некоторые испанские архитектурные фирмы обратили свое внимание на строительные проекты в современном арабоязычном мире, особенно в Марокко , Алжире и Восточной Аравии , где влияние мудехарского искусства считается предпочтительным стилем жилья. Характеристики мудехаров продолжают служить основой для модернизации стилей. Мусульманские архитекторы в настоящее время также добиваются больших успехов в современной архитектуре, отражающей технические и инженерные достижения, а также эстетический опыт, напоминающий стили мудехар.

Неомудехарский стиль в офисном здании в Мадриде.

Ссылки[править | править код]

  • Мудехар — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Стиль мудехар (XII—XVI века)
  • Torres Ballas L. Arte almohade. Arte nazari. Arte mudéjar // Ars Hispaniae, v. 4. Madrid, 1949

Смотрите также

  • Artesonado
  • Мудехарская архитектура Арагона
  • Архитектура мавританского возрождения

Этапы развития стиля мудéхар

Романико-мудехар, XII
Готико-мудехар, XIII- XV
Мудéхар арагонский XII-XVII
Мудéхар андалузский XIV-XV

В Севилье есть возможность пройти по маршруту « Церкви в стиле готико-мудéхар»

церковь Святого Марка. XIII век

церковь Святой Марины. XIII век.
церковь Святого Марка XIII век
церковь апостола Петра XIV-XVIII. 
церковь Святой Каталины. XIII век.
церковь Святого Стефана.

Купол часовни в церкви Сан Андреc
Купол часовни в церкви Санта Марина

11 января 2013 года мэр Севильи Хуан Игнасио Зоидо открыл Центр мудехарa в Паласио-де-лос-Маркес-де-ла-Алгаба.

В настоящее время выставленa коллекция из 111 предметов, относящихся к этому художественному стилю, среди которых есть кувшины мудехар, купель для крещения, полихромные плитки XV-го века, деревянные мукарны.

Mudéjar Art Interpretation Centre — это новое пространство, расположенное во Дворце Маркес-де-ла-Алгаба, где этот художественный стиль можно оценить в полной мере.

Центр можно посетить с 10:00 до 14:00 и с 17:00 до 20:00 с понедельника по пятницу и с 10:00 по субботам.( в 14:00 с бесплатным входом).

Экскурсии в Севилье: http://espanamyhome.com/?page_id=723  

и Андалусии: http://espanamyhome.com/?page_id=4969  

с Раисой Синицыной ( +34) 690 24 00 97 WhatsApp/Viber

Библиография

  • АРТЕИСТОРИЯ, директор. Эль Арте Мудехар . YouTube , YouTube, 17 июня 2008 г., www.youtube.com/watch?v=xLuE7w1Zszo.
  • Босуэлл, Джон (1978). Королевское сокровище: мусульманские общины под короной Арагона в четырнадцатом веке . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-02090-2
  • Боррас Гуалис, Г. (2006). Мудехар: альтернативная архитектурная система в кастильской модели городского повторного заселения. Средневековые встречи, 12 (3), 329–340. https://doi.org/10.1163/157006706779166075
  • Британника, редакторы энциклопедии. «Мануэлин | архитектурный стиль». Британская энциклопедия . Проверено 9 мая 2019.
  • Британника, редакторы энциклопедии. «Мудехар». Британская энциклопедия , Encyclopdia Britannica, Inc., 20 июля 1998 г., www.britannica.com/topic/Mudejar.
  • Центр, У. (nd). Мудехарская архитектура Арагона. Получено 30 ноября 2020 г. с https://whc.unesco.org/en/list/378/.
  • Чалмета, П., «Мудехар», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Th. Бианкис, CE Bosworth, E. van Donzel, WP Heinrichs. Проведена онлайн-консультация 30 октября 2020 г. < https: // referenceworks-brillonline-com .
  • Камминс, Ф. (2017). Mudejar Americano. В «Спутнике исламского искусства и архитектуры» (стр. 1023–1050). John Wiley & Sons, Inc. https://doi.org/10.1002/9781119069218.ch39
  • Энциклопедия. «Искусство Испании и Португалии | Encyclopedia.com». www.encyclopedia.com . Проверено 9 мая 2019.
  • Гарма, Дэвид де ла. «Керамика мудехар». Arte Celta (ARTEGUIAS) , 2012 г., www.arteguias.com/ceramica-mudejar.htm.
  • Гонсалес, Елена. «Испанская архитектура в арабском мире». Искусство Андалуси и мудехар в международном масштабе: наследие и современность, 9 сентября 2015 г., стр. 197–211.
  • Харви, LP (1 ноября 1992 г.). Исламская Испания, 1250-1500 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31962-9.
  • Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании с 1500 по 1614 год . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31963-6.
  • Король, Джорджиана Годдард . Мудехар . Лонгманс Эд, 1927.
  • Linehan, P. (Ed.), Nelson, J. (Ed.), Costambeys, M. (Ed.). (2018). Средневековый мир. Лондон: Рутледж, https://doi.org/10.4324/9781315102511
  • Джонс, LG (2009). Мудехар. В JE Campo, JG Melton (Ed.), Facts on File Library of Religion and Mythology: Encyclopedia of World Religions. Энциклопедия ислама (стр. 486–487). Факты о файле. https://link.gale.com/apps/doc/CX1692200398/GVRL?u=txshracd2598&sid=GVRL&xid=8772a220
  • Макрикас, Августас. «Влияние ислама на западную архитектуру». Academia.edu , 2013 г., www.academia.edu/5789655/Islamic_influence_on_western_Architecture.
  • Menocal, Мария Роза (2002). «Орнамент мира: как мусульмане, евреи и христиане создали культуру терпимости в средневековой Испании». Little, Brown, & Co. ISBN  0-316-16871-8
  • Мудехар. (2019, 2 мая). Стиль мудехар в архитектуре. Получено 7 декабря 2020 г. с https://www.hisour.com/mudejar-29403/.
  • Музей без границ. (2004). Откройте для себя виртуальные выставки исламского искусства: искусство мудехар. Получено 16 ноября 2020 г. с http://islamicart.museumwnf.org/exhibitions/ISL/mudejar_art/?lng=en.
  • Рубинштейн, Ричард (2003). «Дети Аристотеля: как христиане, мусульмане и евреи заново открыли древнюю мудрость и пролили свет на средневековье». Книги Харкорта. ISBN  0-15-603009-8
  • Саба, Мэтью. «Аббасидская люстра и эстетика аджаба». Мукарнас: Ежегодник по визуальным культурам исламского мира 29 (2012): 187-212
  • Санс, А. (2018). Исторические и структурные аспекты мудехарской архитектуры испанского города Гвадалахара. В 10-м Международном симпозиуме по сохранению памятников Средиземноморского бассейна (стр. 415–423). Издательство Springer International. https://doi.org/10.1007/978-3-319-78093-1_44
  • «Рассеяние семян из Сада Аллаха». Teposcolula Retablo , 2000, intermericaninstitute.org/work_in_progress.htm.
  • Шерен, И. (2011). Транскультурная архитектура: переосмысление эпического путешествия Мудехара. Современность (Питтсбург, Пенсильвания), 1, 137–151. https://doi.org/10.5195/CONTEMP.2011.5
  • Тайм-аут. “Архитектура.” TimeOut Madrid , Time Out Guides, 2010 г., стр. 32–34.
  • Voigt. «Стиль плитки». История мавританской плитки , 1 января 1970 г., letstalktile.blogspot.com/2011/01/moorish-tile-history.html.
  • Вакс, Дэвид А. Культурный обмен в литературе и языках средневековой Иберии . 30 октября 2013 г., davidwacks.uoregon.edu/tag/aljamiado/.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...