Музей Прадо в Мадриде: фото, описание

Прадо, Национальный музей в Мадриде: общие сведения, история, что обязательно посмотреть, часы работы, цена билета, когда есть бесплатный вход, советы.

Общие сведения

Национальный музей, являющийся одной из самых известных достопримечательностей не только Мадрида, но и всей Испании, не уступает ни Лувру, ни Д’Орсэ, ни Эрмитажу. Ныне в залах комплекса, занимающего около 60 тыс. кв. м., выставлено огромное количество уникальных полотен, принадлежащих выдающимся мастерам Франции, Англии, Нидерландов и других европейских стран.
Главной характерной особенностью Prado является отсутствие какой-либо помпезности и претенциозности. Однако это не мешает ему входить в список самых популярных художественных галерей мира – ежегодно ее картинами приходят полюбоваться миллионы человек.

Angelico, Fra Weyden, Rogier van der Bosch, Hieronymus Flandes, Juan de Dürer, Albrecht Raphael (Raffaello Sanzio) Titian (Tiziano Vecellio) El Greco (Domenikos Theotokopoulos) Rubens, Peter Paul Ribera, Jusepe de, lo Spagnoletto Velázquez, Diego Rodríguez de Silva y Rembrandt (Rembrandt Harmensz. van Rijn) Tiepolo, Giovanni Battista Goya y Lucientes, Francisco de

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Коллекции музея[править | править код]

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо).На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.

  • Сандро Боттичелли
    История Настаджо дельи Онести
    1483

  • Рафаэль Санти
    Портрет Кардинала
    1510—1511

  • Андреа дель Сарто
    Мадонна с младенцем и ангелом
    1520—1530

Фламандское Искусство[править | править код]

Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании.Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII века — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

  • Иоахим Патинир
    Переправа через реку Стикс
    1515

  • Рубенс
    Три грации
    около 1635

Испанское Искусство[править | править код]

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

  • Диего Веласкес
    Портрет короля
    Филиппа IV
    1634—1635

  • Эль Греко
    Рыцарь с рукой на груди
    1570—1578

Кроме того, в музее обширная коллекция работ менее известных испанских художников. В частности Эдуардо Росалес, Висенте Кутанда и др.

Немецкая школа[править | править код]

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа[править | править код]

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

Французская школа[править | править код]

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы[править | править код]

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура[править | править код]

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство[править | править код]

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Краткая история

История Национального музея Прадо в Мадриде началась задолго до того, как его двери впустили в себя первых ценителей искусства. Еще в 1775 году, примерно за 45 лет до этого момента, испанский король Карл III приказал зодчему Хуану де Вильянуэва сконструировать здание, в котором мог бы разместиться Музей естественных наук. Воля монарха была исполнена, и уже спустя несколько лет на одной из мадридских улиц возвышался новый двухэтажный паноптикум.

Правда уже совсем скоро, в 1811 году, строение было захвачено наполеоновской армией и превращено в конюшни. Его прежний внешний облик сумели восстановить только 8 лет спустя. Тогда же галерею открыли для широкой аудитории.

Зал в музее Прадо

Изначально ее коллекция была совсем небольшой – в ней насчитывалось около трех сотен картин, в основном принадлежавшим итальянским живописцам. Однако к 1843 году эта цифра увеличилась в целых 6 раз, что сделало Prado одним из крупнейших паноптикумов своего времени.

После свержения с трона правящей королевы галерея была национализирована и дополнена несколькими абсолютно новыми залами. Поговаривают, что тогдашней ее реставрацией руководил сам П. Пикассо. В 1979 году здание музея пережило очередную реконструкцию, в процессе которой к нему пристроили Куб Монео, дополнительное крыло, названное именем своего разработчика. В настоящее время между новым и старым корпусом существует подземный переход, декорированный буйными зелеными насаждениями.

Сам Prado National Museum представляет собой величественное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Центральный вход в здание, выходящий на одноименную аллею, украшен 6 белоснежными колонами, а перед самим паноптикумом стоит памятник Диего Веласкесу, одному из основоположников изобразительного искусства Испании.

Коллекции

Все экспонаты Национального музея Прадо в Мадриде разделены на несколько отдельных экспозиций, посвященных живописи той или иной страны. Рассмотрим каждую из них.

Итальянская

Итальянский зал

Создание знаменитого королевского собрания началось с картин признанных мастеров Италии, первым из которых стал Тициан. Этот выбор сыграл огромную роль не только в формировании самой коллекции, но и в развитии всего испанского зодчества. Искусствоведы утверждают, что именно у Тициана испанские художники обучались чувственности и страсти. Вслед за ним тут появились и другие талантливые венецианцы – Рафаэль, Корреджо, Ботичелли, Пармиджано, Тинторетто, Веронезе, Мантеньи и другие мастера, принадлежащие эпохе Возрождения.

Фламандская

Вслед за первыми полотнами итальянских художников экспозицию будущего паноптикума пополнили работы Рубенса, Босха, Брейгеля, Ван Дейка, Ван дер Вейдена. Причиной такой популярности стал тот факт, что в середине 16 ст. Нидерланды принадлежали Испанской империи, а потому культурное наследие этого народа представляло для короля точно такой же интерес, что и собственного. Правда, по поводу авторства некоторых из этих полотен до сих пор ведутся ожесточенные споры, но они не умаляют важность и масштаб работ.

Испанская

Испанский зал

Следующим разделом мадридского музея Прадо является испанская живопись, сформированная под влиянием двух предыдущих течений и возглавленная легендарным живописцем Диего Веласкесом. Являясь одной из самых значимых фигур своего времени, он оставил после себя множество интересных полотен, в том числе и небезызвестные «Менины», написанные с королевской инфанты.

Не меньшего внимания заслуживают и остальные испанские авторы, картины которых занимают целых 3 этажа и охватывают огромный временной период – от живописи 12 столетия до работ Франциско Гойи, датируемых первой половиной 19 века. К сожалению, здесь нет ни намека на Миро, Дали или же Пикассо. Причина этого в том, что в то время Испания утрачивает свое мировое влияние, поэтому многие творческие личности просто вынуждены были уехать в другие страны. Зато их место занимают произведения других, не менее знаменитых испанцев – Хосе де Риберы, Мурильо, Сурбарана и др.

Французская

В конце 17 – первой половине 18 ст. между Испанией и Францией зародились теплые дружеские отношения. Спокойная политическая обстановка между двумя странами нашла свое отражение в сфере искусства, пополнив коллекцию короля Фердинанда несколькими десятками полотен, написанных Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Оба обучались в Италии и были подвержены влиянию Вечеллио Тициана.

Немецкая

Немецкий зал

Несмотря на то, что немецкие произведения в музее Прадо показаны не так широко, как искусство предыдущих 4-х стран, здесь также будет на что посмотреть. Работы А. Менгса, Л. Кранаха и А. Дюрера можно без преувеличения назвать настоящими шедеврами изобразительного искусства Германии. К тому же на некоторые из этих картин (например, автопортрет Дюрера) можно посмотреть только в Мадриде.

Английская

Описание разделов Национального музея Прадо в Мадриде заканчивает английская живопись, представленная полотнами трех живописцев – Альма-Тадема Лоуренса, Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Столь скромный выбор объясняется двумя причинами. Во-первых, дипломатические связи между Испанией и Великобританией только начали зарождаться, а во-вторых, английская живопись тех времен была намного скромнее, чем французская или фламандская.

Прочие составляющие коллекции

Картины фламандских художников

Помимо пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей в собрании Прадо присутствует великое множество карандашных эскизов и гравюрных эстампов, большая часть которых принадлежит «перу» Франциско Гойи. Кроме того в подвалах комплекса можно увидеть выставку скульптур и предметов декоративного искусства, созданных руками лучших мировых мастеров.

Самые знаменитые картины музея

Из 20 тыс. экспонатов, собранных в стенах Национального музея Прадо в Мадриде, на всеобщее обозрение выставлено чуть больше одной четверти. Остальные образцы лежат в специальных хранилищах и предлагаются к осмотру только на временных экспозициях. Но даже несмотря на это осмотреть все картины за 1-2 визита у вас все равно не выйдет. Чтобы не упустить самое интересное, ознакомьтесь с топовой 8 самых знаменитых произведений, написанных легендарными мировыми художниками.

Менины, Диего Веласкес

Менины, Диего Веласкес

Картина, второе название которой звучит как «Семья Филиппа IV», поражает тайным смыслом и сложностью построений. Вниманию зрителя предстает момент написания портретов королевской четы, правящей Испанией в первой половине 17 ст. При этом и правитель, и его супруга остаются за кадром, уступая «пальму первенства» маленькой Маргарите и окружающим ее фрейлинам (от испанского meninas). Присутствует на полотне и сам Диего Веласкес, который на тот момент работал главным придворным живописцем.

Поклонение пастухов, Эль Греко

Поклонение пастухов, Эль Греко

К числу того, что обязательно посмотреть в музее Прадо относится и работа известного греческого художника, написанная специально для обители в Толедо. Картина, посвященная излюбленному библейскому сюжету, выглядит просто волшебно. Ее непропорционально удлиненные фигуры, сложная компоновка композиции и мастерская игра света лишний раз подчеркивают божественное предназначение ребенка, появившегося на свет путем непорочного зачатия. «Поклонение пастухов» стало одним из последних произведений Эль Греко. Существует мнение, что образ мужчины, стоящего на коленях перед маленьким Иисусом, мастер списал с самого себя.
 
 

Три грации, Питер Пауль Рубенс

Три грации, Питер Пауль Рубенс

При взгляде на это произведение современный человек не может скрыть своего изумления, ведь вместо тонких и стройных созданий его взгляду предстают три полноватые античные богини, движущиеся в плавном танце. Их обнаженные тела раскованные, но не пошлые, эротичные, но не вульгарные. А главное – каждый сантиметр этого полотна пронизан огромной любовью, ведь одной из этих граций является молодая супруга живописца.

Триумф смерти, Питер Брейгель старший

В список лучших картин музея Прадо в Мадриде относится и «Триумф смерти», написанный известным нидерландским графиком. Полотно, имеющее явный аллегорический подтекст, как нельзя лучше передает тогдашние представления верующих об аде и тех муках, которые уготованы каждому грешнику. Центральной фигурой данного повествования является умирающий король, на глазах которого расхищаются все накопленные ним богатства, и скелеты, везущие наполненную черепами повозку. Всюду царит смерть и хаос, насилие и убийства, сцены мучений и пыток.

Триумф смерти, Питер Брейгель старший

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Знаменитый триптих, созданный потомственным нидерландским живописцем, является одной из самых спорных работ, созданных в середине 16 столетия. Левая створка картины демонстрирует Адама и Еву, которые проживают в райском библейском саду. Центральная часть композиции олицетворяет обычную мирскую жизнь со всеми присущими ей элементами. Ну а последняя, правая, створка навевает мысль об аде.

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Портрет семьи Карла IV, Франсиско Гойя

Посетителей Национального музея Прадо в Мадриде эта работа привлекает по 2 причинам. Первая заключается в необычайной роскоши королевских костюмов, регалий и драгоценностей, прорисованных с поразительной точностью и скрупулезностью. Вторая же состоит в возможности рассмотреть психологический профиль каждого члена семьи и их нелюбовь друг к другу. Что интересно, это была первая и единственная картина, нарисованная Гойей для королевской семьи – больше от нее заказов художник не получал.

Портрет семьи Карла IV, Франсиско Гойя

Распятие, Иоанн де Фландерс

Величие и монументальность данного полотна прослеживаются не только в преобладании прямых линий, но и в наличии огромного количества драгоценных камней, рассыпанных у ног распятого на кресте Иисуса. Дабы привлечь внимание зрителей к последнему автор произведения окружил его фигурами учеников, а небосвод над Мессией спрятал за огромной тучей.

На заметку! Карта с указанием 15 самых известных шедевров искусства установлена при входе в галерею.

Практическая информация

Часы работы музея Прадо, расположенного по адресу Calle Ruiz de Alarcon 23, 28014 Мадрид, Испания, зависят от дня недели:

  • Пн. – сб.: с 10 утра до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 10 утра до 7 вечера;
  • 06.01, 24.12, 31.12 – с 10 утра до 2 дня.

Важно! 25.12, 01.01 и 01.05 комплекс не работает!

Зал живописи в музее Прадо

Стоимость билетов:

  • Общий – 15€;
  • По скидке – 7,50€;
  • Бесплатный вход – люди с инвалидностью, студенты до 25 лет при наличии студенческого удостоверения, посетители до 18 лет.

Кроме того бесплатное посещение музея Прадо осуществляется в следующие часы:

  • Пн. – сб.: с 6 до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 5 до 7 вечера;

Важно! Более подробную информацию ищите на официальном сайте комплекса.

Полезные советы

Собираясь посетить Национальный музей Прадо в Мадриде, прислушайтесь к этим полезным советам:

  1. Для осмотра экспозиций стоит взять аудиогид (среди языков есть русский), а еще лучше – воспользоваться услугами профессионального экскурсовода. Для этого следует присоединиться к организованной туристической группе.
  2. Учитывая большое количество экспонатов, прогулка по музейным залам займет не меньше 4-5 часов. Если же вы твердо намерены осмотреть большую часть произведений, приготовьтесь посвятить им не 1, а 2-3 дня.Скульптура в музее Прадо
  3. Гардеробная, предназначенная для хранения зонтиков, сумок, верхней одежды и других личных вещей, закрывается за полчаса до окончания работы галереи.
  4. Помимо сувенирных лавок, расположенных на первом этаже, на территории комплекса есть уютное кафе, в котором прекрасно кормят.
  5. Фото- и видеосъемка в Прадо запрещена, поэтому даже не пытайтесь пронести с собой камеру.
  6. Решив посмотреть коллекцию в часы бесплатного посещения, приходите на час раньше – народу будет поменьше. К тому же вам все равно придется заглянуть в кассу и взять специальный талон.
  7. Чтобы избежать длинных очередей, покупайте электронные билеты через интернет.
  8. Выходить на перекур или просто подышать свежим воздухом не рекомендуется – обратно могут уже не впустить.
  9. Сориентироваться на огромной музейной территории будет довольно непросто, поэтому не отказывайтесь от подробной схемы, выдаваемой при входе.
  10. Не берите с собой воду, бутерброды и конфеты – это здесь запрещено.

Интересные факты о полотнах Веласкеса:

Автор: Ольга Шейко

Интересные факты

Интересные факты о музее Прадо в Мадриде

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Collection

Miguel Falomir Miguel Falomir Museo del Prado’s director [+]

Welcome to the Museo del Prado, an institution dating back almost 200 years and one whose origins and unique nature are largely due to the collecting tastes of Spain’s 16th- and 17th-century monarchs. Collecting at that period differed from the present day. Rather than aiming at comprehensiveness, collectors aimed to assemble as many works as possible by their favourite artists. This explains why the Prado has been described as a museum of painters not of paintings, given that its artists are represented in a superlative manner with, for example, the largest holdings of Bosch, Titian, El Greco, Rubens, Velázquez and Goya, some numbering more than 100 works. This type of instinctive collecting also resulted in gaps and explains why some periods are less well represented than others, either because they were not of interest, for example the Italian Primitives, or for historical reasons, as with 17th-century Dutch painting.

The first painter collected by the Spanish monarchy and the founding pillar of the Royal Collection is Titian. This choice had decisive consequences for royal collecting and for the very evolution of Spanish painting. By opting for the great champion of colour over the Florentine and Roman painters who upheld the primacy of disegno, the Spanish monarchs focussed on a type of painting which emphasised the most emotional and sensual aspects. Titian was followed by other Venetians (Veronese, Tintoretto) and by artists who took up their legacy, including the Flemish painters Peter Paul Rubens and Anthony van Dyck. Their influence was crucial for the flowering of Spanish painting in the 17th century, led by Velazquez. This school is the lynchpin of the old Royal Collection but it is not the only one, and other painters and schools were added from the 16th century onwards. Philip II admired 15th-century Flemish painting, hence the presence of works by Van der Weyden, Memling and above all Bosch, while still more important was Philip IV, who not only commissioned works from Rubens, Velázquez and Van Dyck but also from José de Ribera, a Spaniard active in Rome, from the French artists Nicolas Poussin and Claude Lorrain, and from the Italian painters who worked on the decoration of his numerous residences. Philip also attempted to fill gaps in the collection, acquiring works by non-Venetian Italian Renaissance painters such as Raphael, Parmigianino and Correggio. On his death the Spanish Royal Collection was the greatest in Europe and the example to be emulated.

The arrival of the Bourbons at the start of the 18th century led to the employment of French painters, initiating a new century dominated by non-Spanish artists. The French were followed by the Italians, and in the third quarter of the century Madrid was the setting for one of the most fascinating artistic rivalries in Europe when Charles III employed two artists with totally opposing ways of understanding and practising painting: the Venetian Giovanni Battista Tiepolo, a brilliant descendent of the great tradition of art, and the Bohemian trained in Rome, Anton Rafael Mengs, the herald of Neo-classicism. It was only with Goya at the end of the century that a Spanish painter once again dominated the court scene.

The Prado and its collections reflect the history of Spain, whose waning role on the international stage in the 19th century reduced its appeal for foreign artists. Spanish artists now trained and worked abroad: in Rome at the beginning of the century, and from the mid-century onwards in Paris, the new world capital of art. The nationalistic fervour that characterised the entire century, reflected by Spanish artists in canvases celebrating the country’s peoples, landscapes and history, and the Disentailment of ecclesiastical possessions which, when they entered the Prado from the Museo de la Trinidad, significantly enriched the original holdings from the Royal Collection, are all reflected in the Museum’s collections, which terminate in 1881, the year of Picasso’s birth. Furthermore, while primarily oriented towards painting, these collections also include outstanding examples of sculpture, the decorative arts and works on paper, from antiquity to the 19th century.

Since its foundation in 1819, the Museo del Prado has played a key role in the evolution of art history. It has been crucial for the rediscovery of the Spanish Primitives and emblematic figures such as El Greco, and for positioning Velázquez as the greatest figure in the Spanish pictorial Parnassus, while its galleries have inspired some of the most avant-garde painters of the past 150 years. We are proud to show visitors this great artistic patrimony.

Время работы и цены

  • Где находится: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Испания
  • Телефон: +34 913 30 28 00

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт:  https://www.museodelprado.es

Виртуальная экскурсия

(Источник — Михаил Ломоносов). 

(Источник — Михаил Ломоносов). 

(Источник — Михаил Ломоносов). 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...