Экскурсии в музей Пушкина в Москве: цены от 600 ₽

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года.

Первый в своём роде

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя. 

Марина Цветаева.

История музея

Музей Пушкина возник первоначально в составе Государственного Литературного музея. 5 октября 1957 года вышло постановление “О создании в Москве музея, посвященного жизни и творчеству Пушкина”. Спустя 3 года он получил самостоятельность и открыл свою первую экспозицию 6 июня 1961 года. Основным источником комплектования музейных фондов ГМП с первых дней возникновения музея (и по сей день) являлось дарение. В состав музейной коллекции за короткий срок вошли дары, связанные с именем Пушкина и ставшие сегодня национальными пушкинскими реликвиями: книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель и т.д. Основателем и первым директором музея стал Александр Зиновьевич Крейн (1920–2000).

В 1970 – 1980-х годах главным направлением деятельности музея являлась музеефикация пушкинских мест. В 1972 году Мосгорисполком вынес решение о создании в доме на Арбате, 53 мемориального музея А. С. Пушкина. Здесь в январе 1831 года Пушкин снял и обустроил второй этаж специально, чтобы поселиться в нем после свадьбы с Натальей Гончаровой. 18 февраля 1986 года в 155-ю годовщину венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой была открыта “Квартира А. С. Пушкина на Арбате” (на правах отдела ГМП). В это же время в ГМП открываются выставочные залы в доме 55 на Арбате (угол Денежного переулка).

В 1987 году Государственному музею А. С. Пушкина для создания мемориального музея Андрея Белого Правительством Москвы была передана квартира в доме на углу Арбата и Денежного переулка, где родился и вырос поэт. 23 августа 1990 года после завершения капитального ремонта и реставрационных работ, научное заседание Государственного музея А. С. Пушкина приняло постановление о подготовке долговременной выставки к 110-летию со дня рождения Андрея Белого. Тогда же началась работа над подготовкой постоянной экспозиции. Ее открытие состоялось 30 августа 2000 года.

Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю.М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

Авторский коллектив архитекторов создал проект реконструкции и реставрации усадьбы, и в 1996 году «Моспромстрой» начал грандиозные реставрационные и строительные работы. За короткий период были капитально отреставрированы главный деревянный дом усадьбы и служебный флигель XVIII века, заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей. Усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьбы. 1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея помимо экспозиций для посетителей открылись выставочные, концертный и конференц-залы, библиотека и читальный зал, детские игровые комнаты. Среди отреставрированных усадебных построек были и белокаменные палаты XVII века, выходящие на Чертольский переулок, и садовый павильон.

В результате в обновленном музее была проведена огромная работа. Создана система новых постоянных экспозиций: «Пушкин и его эпоха» (парадная анфилада главного усадебного дома), интерпретирующая биографию и творческий путь поэта в контексте культуры, литературы, истории, искусства пушкинской эпохи; «История усадьбы Хрущевых-Селезневых. История ГМП» (цокольный этаж); экспозиция детских игровых комнат «Сказки Пушкина» (флигель в усадебном дворе), рассчитанных на работу с детьми. Художественное решение новых постоянных экспозиций на Пречистенке и Арбате принадлежало авторскому коллективу во главе с художником Евгением Абрамовичем Розенблюмом. Торжественное открытие после реставрации «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате» с постоянной экспозицией, рассказывающей о жизни Пушкина в Москве, состоялось 18 февраля 1999 года.

В ходе подготовки к юбилею А.С. Пушкина к 1999 году была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.

8 октября 2009 года в особняке на Остоженке, 37/7, переданном ГМП в апреле 2007 года по постановлению Правительства Москвы, открылся еще один филиал ГМП – Музей И. С. Тургенева.

По постановлению Правительства Москвы от 28 июля 1998 Государственному музею А. С. Пушкина поручено создание на правах филиала “Дома Василия Львовича Пушкина” на Старой Басманной улице (дом 36) в целях “сохранения уникального памятника истории и культуры”. Открытие филиала запланировано на 2013 год.

В московском музее поэта хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством, с историей литературы и пушкиноведения: многочисленные портреты, пейзажи, виды городов, историческая и книжная иллюстрация, театральная пушкиниана, материалы декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, кино-, аудио- и фотодокументы.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Отцы-основатели

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн, который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым.

Иван Цветаев, основатель музея. Работа не позже 1913 года

Иван Цветаев, основатель музея. Работа не позже 1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Андреевич Фишер

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов, основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Пушкинский музей перед открытием. 31 мая 1912 года

Пушкинский музей перед открытием. 31 мая 1912 года. Фотография К. А. Фишера/Commons.wikimedia.org

Пушкинский художественный музей в Москве в наши дни

Сейчас музей располагает несколькими локациями (филиалами), доступными для посещения. Постоянные экспозиции дополняются временными выставками коллекций, в стенах здания проводятся тематические вечера и торжества. В 2018 г. заведение вошло в ТОП-50 самых посещаемых музеев мира.

Экскурсии в музее имени Пушкина.
Пушкинский художественный музей пользуется заслуженной популярностью и у молодежной аудитории.

Архитектура


Государственный музей А. С. Пушкина

Особая ценность постройки состоит в том, что она является последней в городе, выполненной в традициях неогреческого стиля. Здание напоминает афинский Акрополь, а портик скопирован с храма Эрехтейон. Строительные материалы оплачивал практически один Нечаев-Мальцов. И это оказалось довольно непросто.

Достаточно упомянуть, что мрамор, добытый на Урале, обрабатывался в Норвегии и оттуда ехал в Москву. Приходилось преодолевать сначала морскую, а потом речную части пути. Для центральной лестницы мрамор везли из Австро-Венгрии. Сначала решено было открывать экспозиции только в светлое время дня. Для освещения артефактов предусматривалась огромная выпуклая крыша из стекла.

Ее отдельно спроектировал и рассчитал знаменитый Шухов. Фасад украсили скульптуры Залемана. Впоследствии центр оснастили вентиляцией и искусственным освещением. Внутренняя планировка предполагала расположение выставки античного и древнегреческого искусства в залах второго этажа. Залы первого этажа отдавались искусству Возрождения, Ассирии, Египта. Предусмотрена и собственная библиотека центра. Попасть в нее можно было через отдельный вход из Колымажного переулка.

Украшения залов



Государственный музей А. С. Пушкина

Интерьеры предполагалось оформлять в соответствии с тематикой экспозиции:

  • Для украшения вестибюля использовались мотивы лестницы Эрмитажа. Однако были добавлены и мотивы Древней Греции и Египта. Можно увидеть изображения Слав и сюжеты из мифов Древней Греции. Легко узнать изображения красных ваз. Над помещением трудились Степанов и Нивинский.
  • Для того, чтобы создать интерьеры Белого зала, пригласили Васнецова. Но его видение убранства противоречило мнению проектировщиков. Васнецов не поступился принципами. Поэтому потолок расписывал другой художник. Он изобразил вариант греческого храма Ники Аптерос.
  • Панно для залов, где планировалось разместить экспонаты, посвященные Древней Греции, должен был написать Айвазовский. Смерть помешала воплотить проект. Решено было привлечь к реализации задуманного Поленова, Коровина и Головина. Они отправились в Грецию для изучения предметной области. Но Нечаев-Мальцов обвинил художников в декадентстве и отстранил от работы. Он поручил роспись потолка мало известным живописцам.

В настоящее время ожидается реконструкция центра. По проекту старое и новое здания соединит поземный переход. Будет создан музейный городок. Экспозиция расширится.

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

На возведение крыши ГУМа ушло 800 тонн металла, но в это трудно поверить.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Благодаря использованию стяжек, Владимиру Шухову удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку

Благодаря использованию стяжек, Владимиру Шухову удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку. Фото: Commons.wikimedia.org

Локации ГМИИ

Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.

Главное здание

В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.

Отдел личных коллекций

Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В стенах музея рассказывают о жизни советского пианиста Рихтера, основоположника музыкальных «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее искусств. Заведение музея находится на Большой Бронной, 2/6.

Квартира Рихтера.
Мемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»

В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.

Усадьба Вяземских-Долгоруковых

В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.

Дом текста

В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.

Постоянная экспозиция

«Пушкин и его эпоха»

Постоянная экспозиция «Пушкин и его эпоха», разместившаяся в 15-ти залах главного дома усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых, была открыта в 1997 году, к 850-летию Москвы и в канун 200-летнего юбилея Пушкина. Построенная по биографическому принципу, она рассказывает о трудах и днях поэта, о его современниках и героях его произведений, о культуре и быте пушкинского времени. На экспозиции представлено около 4 000 портретов, книг, рукописей, предметов декоративно-прикладного искусства. Многие из них принадлежали некогда людям из пушкинского окружения.

Коллекции музея, благодаря дарам, приобретениям у коллекционеров и на международных аукционах, постоянно пополняются.

  • Зал № 1. Пролог.

Зал посвящен VIII столетию, в конце которого родился Пушкин. Здесь представлены гравюры русских и европейских мастеров XVIII века, посвященные важным историческим событиям; портреты русских царей, государственных деятелей, полководцев, поэтов, мыслителей того времени. В витринах экспонируются прижизненные издания представителей литературной жизни XVIII века: М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина.

  • Зал № 2. Эпоха Пушкина.

Зал посвящен важнейшим историческим и культурным событиям “пушкинской эпохи” (первая треть XIX века). В зале экспонируются материалы, характеризующие общественно-политическую и литературную атмосферу начала XIX века: реликвии войны 1821 года, документы, повествующие о судьбах декабристов, экземпляры книг с автографами современников Пушкина, документальная хроника пушкинской эпохи. В этом зале, как и в некоторых других, можно услышать музыку этого времени. В центре зала (как центральная фигура эпохи) – скульптурное изображение А.С. Пушкина работы А.И. Теребенева. Так же портрет поэта, литографированный Г. Гиппиусом, экспонируется среди портретов его современников. В витрине под этим портретом – подлинный автограф Пушкина, один из самых ценных экспонатов музея.

  • Зал № 3, 4, 5. Детство. Москва.

Экспозиция зала рассказывает о детстве Пушкина, прошедшем в Москве. Здесь выставлены виды Москвы конца XVIII – начала XIX века, портреты родителей поэта, друзей и знакомых его семьи, элементы обихода, книги начала XIX века, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, дающие возможность представить обстановку московского дома Пушкиных.

  • Зал № 6. Прихожая особняка Хрущёвых-Селезнёвых под дубовой лестницей, ведущая в анфиладу парадных залов.
  • Зал № 7. Бальный зал.

Этот зал открывает круговую анфиладу парадных покоев особняка. Экспозиция рассказывает о пребывании Пушкина в Царскосельском Лицее(1811-1817), о его жизни в Санкт-Петербурге (1817-1820), о Южной (1820-1824) и Михайловской (1824-1826) ссылках.

  • Зал № 8. Большая гостиная. “Евгений Онегин”.

Центральный зал особняка – большая гостиная – посвящен роману в стихах “Евгений Онегин”, над которым А.С. Пушкин работал с 1823 по 1831 год. Здесь собраны соотносимые с романом реалии пушкинской эпохи. Посредством предметов быта, портретов, книг, видов Петербурга, Москвы, русской провинции экспозиция зала отражает историю создания романа и восприятие его современниками Пушкина.

  • Зал № 9. Возвращение в Москву. Годы странствий (1826-1831).

тема зала “Возвращение Пушкина в Москву. Годы с странствий: 1826-1831”. Здесь отражены обширный круг общения поэта в Москве и Петербурге, поездки в Тверской край, путешествие в Арзрум, трехмесячное пребывание в Болдине в 1830 году, женитьба Пушкина, замужество его сестры Ольги Сергеевны (1828), возвращение в Царское село летом 1831 года.

«Сказки Пушкина»

Экспозиция размещена на первом этаже усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых и занимает две комнаты. Первая из них – «музейная». Здесь предметы крестьянского быта, старинные лубки, иллюстрации к пушкинским сказкам В.М. Конашевича, В.М. Милашевского, Т.А. Мавриной. Вторая комната – «чудный» остров Буян, игровое пространство для детей с современной интерактивной экспозицией, открывающей мир пушкинских сказочных героев.

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Виртуальная площадка

Музей организует виртуальные экскурсии на базе официальной платформы «Виртуальный Пушкинский». Онлайн-лекции проводятся индивидуально и для групп. Каждый желающий может посмотреть любую музейную экспозицию (коллекцию) при помощи виртуального медиагида с элементами дополненной реальности.

Виртульная площадка Пушкинского музея.
Виртуальные туры дают возможность поб­ро­дить по Пуш­кин­ско­му му­зею не вы­ходя из до­ма.

Галерея

  • Явление Сиб император Августы по Бордону , гр. 1550

  • Fastnacht (Mardi Gras) на Сезанна , 1888 г.

Сказочный мир

Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

Государственный музей А. С. Пушкина в Москве

Зал № 11. «Медный всадник»

В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками – Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» – сказочный мир, предназначенный для детских игр.

дальнейшее чтение

  • Уильям Крафт Брамфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре (Беркли: Калифорнийский университет Press , 1991) ISBN   0-520-06929-3

Практическая информация

Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.

Адрес: как добраться

На метро до станции Кропоткинская. Далее по указателю на Волхонку, 12.

Режим работы

Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.

Стоимость билетов

Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.

Льготные билеты в музей предполагают скидку 50% (пенсионеры, инвалиды).

Контакты

Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.

Как добраться

Комплекс находится по адресу ул. Волхонка, д. 12. Чтобы добраться до музея на метро, нужно выйти на станции «Кропоткинская» и пройти пешком 100 метров. Музейный комплекс находится как раз напротив Храма Христа Спасителя. Такой же пеший маршрут (шаговая доступность) предстоит, если к музею нужно пройти от Красной площади и от Кремля.

Если ехать от станции метро «Белорусская», то лучше всего сесть на троллейбус №1 и выйти на тринадцатой остановке. Но нужно обязательно быть уверенным, что троллейбус направляется именно в сторону станции «Таганская».

Если вы хотите пройти к музею от «Библиотеки Ленина», то прогулка займет у вас не более 10 минут, а вот от станции «Парк культуры» нужно приготовиться к двадцатиминутной прогулке. Со станции «Марксистская» до музея вы доедете на троллейбусе N 16 за пятнадцать-двадцать минут. За тот же промежуток времени сюда можно дойти и от Старого Арбата – прогулка займет примерно 20 минут.

Расстояние от вокзалов. Дальше всего находится Курский вокзал. Маршрут от него займет не менее получаса. Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы находятся от музея в пределах пятнадцатиминутной езды на метро. Самый близкий к музею вокзал – Киевский. Проезд от него до музея составит каких-то десять минут

Экспонаты музея – скульптуры, художественные фотографии, живопись и графика – насчитывают более 560 тысяч единиц. Поэтому пушкинский музей в Москве по праву занимает лидирующее место в рейтинге лучших достопримечательностей столицы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...